Выбор типа CMS-движка — основополагающее решение, определяющее не только удобство работы, но и потенциал сайта для SEO-продвижения. Каждая категория имеет свои, преимущества и ограничения. Рассмотрим их ключевые особенности.
Конструкторы
Они же SaaS — Software as a Service — готовые облачные платформы, уже оснащённые всем необходимым. Вы арендуете доступ к сервису, который предоставляет хостинг, инструменты для создания сайта через визуальный редактор и базовый функционал.
Простота работы и хорошая скорость – их главное преимущество. Вся техническая забота — хостинг, обновления, резервное копирование — всё на стороне провайдера. Из этого вытекает сложность миграции контента на другую платформу с серверов владельцев. Оплата за использование списывается ежемесячно/ежегодно. Часто есть бесплатный тариф с ограничениями.
Платформы неплохо оптимизированы, обеспечивают высокую скорость загрузки. Базовые SEO инструменты представлены в довольно широком ассортименте, а частые автоматические обновления гарантируют безопасность и стабильность работы.
За счёт работы на сервисах владельцев функционал жёстко задан возможностями платформы, реализовать продвинутые техники почти невозможно. Также существует риск дублирования контента, а URL часто содержат лишние параметры или привязаны к поддомену провайдера. Одной из самых больших проблем является индексация — JS-рендеринг контента на некоторых платформах может затруднять распознавание поисковиками.
SaaS являются отличным выбором для лендингов, простых блогов, портфолио/визиток, маленьких интернет-магазинов — в тех ситуациях, когда SEO не является главным источником трафика.
Примерами конструкторов являются:
Коробочные бесплатные
Бесплатные системы с полностью доступным исходным кодом. Нужно скачать платформу, установить на свой хостинг и вуаля — получаете полный доступ к файлам и базам данных.
Работа с этим типом CMS-движка дарит вам полный контроль и гибкость: вы сами отвечаете за выбор хостинга, установку обновлений, резервное копирование, безопасность (что может быть одновременно как плюсом, так и минусом), имеете возможность кастомизать всё под свои собственные запросы и желания. У всех в доступе огромное количество бесплатных тем, модулей, плагинов и форумов поддержки. А главное, это всё бесплатно (платить нужно только за домен, премиум-темы, некоторые плагины, разработку).
Максимальная свобода действий и полный доступ к файлам и базам данных для тонкой оптимизации позволяют реализацию любых технических SEO-требований, лёгкую настройку семантических человеко понятных URL, а богатая экосистема (мощные плагины, инструменты для аналитики, улучшения скорости и безопасности) только помогает в этом.
Естественно, самостоятельная настройка требует времени и специфических знаний: все процессы “под ключ”, поддержка, обновления, безопасность ложатся на ваши плечи. Многие базовые плагины и тяжёлые темы не очень хорошо оптимизированы, а потому могут существенно снизить скорость. Ну и ещё одним минусом является уязвимость — по причине широкой распространённости и слабой защищённости (редко кто-то работает над безопасностью) движок часто подвергается хакерским атакам.
Коробочные бесплатные движки чаще всего задействуются в организации блогов, лент новостей, корпоративных сайтов. Также, имея соответствующие знания или опытных специалистов, на них нетрудно настроить работы не очень крупных интернет-магазинов.
Примерами конструкторов являются:
- WordPress
- OpenCart
- MODX
- Joomla
Коробочные коммерческие
Сама система принадлежит провайдеру, работает на его облаке (при желании возможно установить её на свой хостинг) с помощью закрытого кода.
Обращаясь в коробочным коммерческим движкам, вы получаете официальную техническую поддержку от провайдера, регулярные автоматические обновления, интегрированные сервисы (коммерческие и маркетинговые инструменты, CRM-систему). За всё это платите лицензионную выплату с ежегодным продлением.
Этот тип движка имеет мощные базовые инструменты, которые обычно включают всё необходимое, хорошую защищённость платформы и дополнительную поддержку специалистов провайдера по сложным проектам (корпоративным порталам, крупным магазинам).
Системы имеют интуитивно не понятный интерфейс и сложны в освоении. Они полностью зависят от провайдера в добавлении обновлений и исправлении неполадок, что иногда влечёт трудности оптимизации. Для работы базовых инструментов необходимы мощные сервера, которые всё равно не гарантируют высокую скорость загрузки. Кроме всего вышеописанного, стоимость лицензий и работы специализированных разработчиков может доходить до очень крупных сумм.
Такие системы актуальны для крупного бизнеса, платформ банков и государственных учреждений, больших интернет-магазинов и других проектов, где жизненно необходима интеграция с 1С и корпоративная надёжность, имеются встроенные мощности и достаточный бюджет.
Примерами конструкторов являются:
- 1С-Битрикс
- Magento
- Shopify (платная версия)
Самописные системы
Уникальные авторские системы, разработанные программистами с нуля для конкретного проекта “под ключ”.
Длительная и дорогая разработка, полная зависимость от команды разработчиков, отсутствие документации и гарантий. Всё это противопоставлено потенциальному результату: собственному оригинальному неповторимому проекту, сделанному с учётом всех ваших потребностей, пожеланий и запросов.
Можно создать с нуля любу “идеальную” SEO-архитектуру с учётом всех сложностей и потенциальных ошибок. Оптимизация также возможна по конкретным направлениям исходя из необходимых задач.
Однако на практике часто получается не так хорошо, как хотелось бы. Каждую базовую SEO-функцию необходимо программировать вручную, что дорого и долго, поэтому регулярно заказчик или разработчики отказываются от большинства даже нужных инструментов. Обновления и регуляция безопасности также должны осуществляться вручную. Все эти действия приходится выполнять с помощью той же команды разработчиков, поскольку экосистема отсутствует: нет плагинов и сообщества для решения возникающих проблем. Любые ошибки в архитектуре влекут блокировку доступа роботам, создание дублей и, как следствие, проблемы с индексацией.